Загадочная русская душа
На главную Назад
О том, что в Липецке есть музей Сергея Есенина, знает, наверное, большинство усманцев. Многие посещали его и лично знакомы с хранителем домашнего музея Валентином Ивановичем Синельниковым. Это поистине человек-подвижник, посвятивший всю свою жизнь творчеству знаменитого русского поэта, итогом чего и стало открытие музея, получившего признание не только у нас в стране, но и за рубежом...

Может быть, поэтому известие о том, что и в Воронеже есть частный музей С. Есенина, уже не было бы какой-то особой новостью, если бы не одно "но". Создателем и хранителем воронежского музея оказался наш земляк, уроженец Сторожевских Хуторов Егор Иванович Иванов. Об этом сообщил нам его односельчанин и друг детства с.А.Коровин, работающий главным инженером АО "Мясной комбинат "Усманский". От Сергея Алексеевича узнали мы и адрес самого Е.И.Иванова, и его музея, расположенного на знаменитой «Чижовке». Договорившись по телефону о встрече, отправляюсь в путь.
Добраться до музея, как и говорил Егор Иванович, оказалось проще простого: от железнодорожного вокзала на трамвае-"двойке" до остановки "Ул.Чапаева", а потом вниз по этой улице минут 10-15 ходьбы. Основной ориентир - три 9-этажных здания. В последней угловой 9-этажке в одной из комнат детского клуба "Звездочка" и находится музей.
У последнего здания решил прикинуться заблудившимся и обратился к двум студенткам (в наше время все молодые люди были в восторге от поэзии С. Есенина):
- Девушки, извините, я приезжий, ищу музей Есенина, сказали, что он где-то здесь, в этом районе.
- Не знаем, мы сами не здешние...
С этим же вопросом обратился к другим девушкам, длинноногим, как фотомодели.
- Музей Е-се-ни-на!? Спроси что-нибудь полегче, дядь...
Какой-то пожилой мужчина, услышав наш разговор, указал рукой:
- Ваш музей Есенина вон там, за углом.
У входа, над дверью, вывеска цвета "металлик": "Общественный музей С.Есенина". По гулкому пустому коридору прошел внутрь. С обеих сторон множество дверей, на них таблички: "Кружок рисования", "Фотокружок" и так далее. Вдруг одна из дверей распахнулась, и на пороге появился Егор Иванович, среднего роста, подтянутый, с доброй, по-детски открытой, улыбкой на лице:
- Николай? Проходите, я жду...
***
Я шагнул в комнату и... ахнул. Со всех сторон смотрел на меня мой любимый поэт. Боже мой, чего здесь только не было: рисунки, портреты, бюсты, барельефы, документы, фотографии. И все это разложено на полочках и витринах или аккуратно размещено на стендах, которые в определенной последовательности развешаны на стенах. У каждого стенда свое название. Входишь в комнату - и сразу слева на стене большой стенд с названием "Истоки", посвященный детству поэта. Здесь фотографии, стихи поэта о детстве, рисунки. Центральное место в экспозиции занимают материалы, рассказывающие о дедушке поэта со стороны матери Федоре Андреевиче Титове. Именно ему Сергей обязан тем, что в пять лет уже умел читать и писать, знал наизусть много стихов русских поэтов. А самое главное дед привил будущему поэту большую любовь к книге и жажду познания. Не случайно Сережа, будучи подростком, когда впервые приехал в Москву к отцу, работавшему приказчиком в мясной лавке, деньги, полученные от отца на покупку сладостей, тратил на книги. Целых 20 книг привез Сергей тогда домой из Москвы и очень этим гордился.
На втором стенде с названием: "В Москву! В Москву!» рассказывается о первых годах жизни поэта в Москве, работе в книжной лавке, а затем и в типографии Сытина, одной из крупнейших в России. Первые публикации стихов, знакомство с А. Изрядновой. И первая любовь...
Думаю, нет необходимости подробно рассказывать о содержании всех стендов (все-таки биография поэта всем известна), приведу лишь названия остальных экспозиций: "В Питер к Блоку", "В Белокаменную столицу", "Признанный поэт", "Поэт за границей", "Кавказ звенит туманом", "Признание", "Плачут березы", "Есенин и наш край". Попутно замечу, что Егор Иванович может часами говорить о том или другом периоде жизни Сергея Есенина, да так проникновенно и интересно, что даже я, вроде бы искушенный в поэзии и знающий биографию поэта не понаслышке, слушал его, затаив дыхание. А с каким вдохновением и чувством читает он стихи своего любимого поэта.

***
За беседой незаметно пролетело время. Спохватившись, я попросил Егора Ивановича немного рассказать о себе, о том, как пришла к нему идея создать музей.
- Я родился в Сторожевских Хуторах в 1941 году. После окончания средней школы поступил в Воронежский строительный институт. По распределению попал на работу в столицу Украины Киев. Работа у меня была не пыльная - инженер по эксплуатации очистных сооружений винодельческих заводов. Пришлось много поездить по югу Украины и Крыму. Естественно, не только проверял очистные сооружения, но и дегустировал продукцию. Сначала, по молодости, нравилось, а потом сказал себе: "Все - стоп! Пока не поздно, надо бросать эту работу, иначе сопьюсь..."
Приехал в Воронеж, пошел работать в проектный институт, дослужился до начальника отдела. Тогда же по-настоящему занялся изучением творчества и биографии Сергея Есенина. С его творчеством я познакомился еще в школе. Но ведь раньше, с 1926 по 1956 годы, все его фонды были закрыты, так как Есенина считали кулацким поэтом, упаднического настроения. Термин "есененщина" имел отрицательный оттенок. И только во времена «хрущевской оттепели» поэзия Есенина зазвучала во весь голос, начали издаваться сборники стихов, его творчество стали изучать в школе. Вот с тех пор "заболел" Сергеем Есениным и я.
Собирал его книги и книги о нем и его творчестве, вырезки статей из газет и журналов, покупал сувениры, когда бывал в Рязани или в других городах, вел большую переписку с писателями-есениноведами и такими же любителями творчества поэта, как и я сам. А, как говорится, искусство требует жертв. Пришлось с должности начальника отдела перейти на рабочую специальность понижением в заработной плате, но зато появилось больше свободного времени для того, чтобы заниматься изучением творчества любимого поэта. Были, естественно, и "жертвы" в личной жизни. Какая жена согласится терпеть мужа, который и без того мизерную зарплату тратит на всякие, по ее мнению, безделушки, если ими к тому же заставлено полквартиры. Это уже потом в моей жизни появилась женщина, которая меня понимает и поддерживает во всех делах.
Однажды мне под руку попалась газета с приглашением на курсы экскурсоводов. Так я стал еще и экскурсоводом и в свободное от основной работы время водил экскурсантов по литературным местам Воронежа, рассказывал о Кольцове и Никитине, творчество и биографию которых (как и многих других русских и советских поэтов) я к тому времени неплохо знал. Но, конечно же, самыми любимыми были поездки в Константиново, на родину Есенина, обычно по выходным дням. Чаще всего это были школьные экскурсии. За 4-5 часов пути я рассказывал о творчестве поэта, его биографии, читал стихи, отвечал на вопросы, и в Константиново мои подопечные приезжали не просто любопытными людьми, а уже подготовленными. Они знали, что посмотреть, о чем спросить, где что находится. Поездки эти были полезны и для меня, я заводил новые знакомства с экскурсоводами из других городов и республик, узнавал от них много полезной информации...
***
Итогом всей этой многолетней деятельности и явил ось создание общественного музея, открытие которого состоялось в день 100-летнего юбилея Сергея Есенина 3 октября 1995 года. Это помещение нам выделили накануне праздника, и мы с женой работали здесь днем и ночью: белили, красили, оформляли стенды, размещали экспозиции, чтобы успеть к сроку. Теперь вот в следующем году будем отмечать пятилетний юбилей музея.
- Егор Иванович, в Вашем музее, помимо большой портретной галереи, фотографий и документов, есть и некоторые вещи. Я вижу на витрине цилиндр и тросточку. Они имеют какое-то отношение к поэту?
- Нет, личных вещей поэта у меня нет. Это прерогатива больших музеев: в Константинове и в Москве. Так, собственно, и должно быть. Хотя и мы стремимся к тому, чтобы иметь какой-то экспонат, непосредственно связанный с жизнью или творчеством Есенина. У меня, например, это сборники стихов, изданные еще при жизни поэта. Одна книжка с личным автографом, значит, Есенин держал ее в руках, подписывал. Есть посмертная гипсовая маска поэта, их вообще всего единицы. Я выкупил ее за большие деньги (пришлось влезть в долги) у вдовы профессора строительного института. Есть, кстати, и посмертная маска Маяковского. А что касается цилиндра и трости, то это копии тех вещей, что были у поэта. Я их изготовил сам. Они помогают мне иллюстрировать рассказ о жизни и творчестве Сергея Есенина. Помните:
"….Я хожу в цилиндре не для женщин:
В глупой страсти сердце жить не в силе,
В нем удобней, грусть свою уменьшив,
Золото овса давать кобыле..."
Или
"….Я шел по дороге в Криушу
И тростью сбивал зеленя…"
Или вон тот деревянный сундучок, он почти такой же, как тот, что был у Сергея, когда его отправляли в соседнее село Спас-Клепики в Учительскую школу. Туда я положил старые учебники, тетрадку, деревянную ручку, пару стальных перышек и чернильницу-непроливайку. Вы-то, наверное, знаете, что это такое. А вот приходят сегодняшние младшие школьники и смотрят на нее, как на заморское чудо. Это же надо - чернильница-непроливайка!
А вот это тоже уникальный экспонат: набор спичек. Один большой коробок с портретом Есенина и два десятка обыкновенных, на этикетках которых иллюстрации к его стихам. Его передала в дар музею беженка из Грозного Е А. Устинова. Сказала, что, когда уезжали из города, в спешке побросав все: квартиры, мебель, ценные вещи (о контейнерах уже не могло быть и речи), взяли с собой лишь самое необходимое и дорогое, в том числе и этот набор спичек. А когда узнала, что в Воронеже открылся музей ее любимого поэта, пришла с дочкой и принесла эту коробку в дар. Вот теперь и думай, Николай, почему до сих пор там, на Западе, не могут понять загадочную русскую душу. Когда я рассказываю об этом посетителям, то вижу, что такие экспонаты порой трогают душу посильнее, чем личные вещи.
Меня еще иногда спрашивают, почему музей Есенина открыт в Воронеже, ведь он здесь никогда не был. А какая, собственно, разница? Вот Есенин был в Орле, а у нас не был. Что от этого меняется? Ведь Есенин это наше национальное достояние, это явление русского духа, творчества, таланта. Есть музей Есенина в Липецке, я, кстати, очень хорошо знаком с В.И.Синельниковым, у меня в музее ему посвящен целый раздел. Уникальный человек, настоящий подвижник. На Украине сейчас открыт уже второй частный музей Есенина. Есть музей поэта в Мурманске. Скажу больше, такие музеи нужны каждому городу и даже селу. Главное основание для их открытия - любовь к поэзии Есенина, великое созидающее чувство.
- Егор Иванович, мы у себя в Усмани тоже мечтаем открыть литературный музей. Ведь с нашим городом связаны имена таких писателей 11 поэтов, как Завадовский, Котов, Кустов, Новиков-Прибой, Цветаева. Конечно, и Есенин не был бы "лишним" в этом списке. Что Вы об этом думаете?
- Николай, Вы задели самые больные струны моей души. Как говорил Есенин: "Я одну мечту, скрывая, нежу..." Вот и я мечтаю вернуться на родину и открыть музей Есенина в Усмани, а еще туристическое бюро. Я бы с удовольствием возил усманских школьников по многим литературным местам и, конечно же, в гости к Есенину - в Константиново. Очень хочется еще послужить своей малой родине. В этом, собственно, и смысл моей жизни, вне которого я даже не могу представить себя.
О том, каким важным и полезным делом занимается наш земляк, хранитель есенинского наследия Егор Иванович Иванов, пожалуй, лучше всего свидетельствует толстый журнал отзывов посетителей музея. За 5 лет здесь побывали многие почитатели творчества великого русского поэта из многих городов России, СНГ и даже дальнего зарубежья. И в каждом отзыве огромная благодарность.

Николай НИЖЕГОРОДОВ, корр. "Новой жизни".
"НОВАЯ ЖИЗНЬ" (Усманский р-н, Липецкая обл.) 14 сентября 1999 г. N115 (11008)

Сайт создан в системе uCoz