За что Есенина сослали на Чижовку?
На главную Назад
Думаю, что в ответ на просьбу перечислить воронежские музеи не только среднестатистический школьник, но и человек зрелый без особых усилий назовет разве что художественный и краеведческий. Поднапрягшись, кто-то, может, вспомнит еще о существовании литературного. И уж полным откровением для большинства прозвучит известие о том, что более года в Воронеже работает в Воронеже музей Сергея Есенина.

«Есениным я увлекся в шестом классе, когда за читку и распространение его стихов судили», - рассказал мне директор музея Егор Иванович Иванов. Он же – его создатель, экскурсовод, хранитель экспонатов, смотритель «зала», столяр, плотник… Короче, «ишвец, и жнец, и на дуде игрец», мастер на все руки точно по пословице «голь на выдумку»…
Что движет человеком, добровольно взявшим на себя столько обременительных обязанностей? Достаточно услышать рассказ Егора Ивановича об одной посетительнице музея, и станет ясно – что к чему. «Эту бабушку зовут Вера Михайловна. Приехала она в музей на следующий день после его открытия, когда я отлучился по организационным делам. (Сразу заметим, что четкого графика работы у музея нет – желающим посетить его следует сговориться заранее с Ивановым по телефону). С большим трудом, с другого конца города добралась эта женщина к Сергею Александровичу, оставила дома парализованного мужа, а меня на месте не застала. Я уж с помощью радио пытался её разыскать – и привезти попросил бы друга на машине и отвезти. Потому что за такую любовь к Есенину человеку отплатить надо…»
Сам Егор Иванович родился в Липецкой области, в селе, где и прожил до 14 лет. Потом учился в Усмани, а в 1959 году переехал в Воронеж. О Есенине и близких ему людях может рассказывать часами – вперемежку со стихами, цитатами из писем и воспоминаний. Своего рода «ходячая энциклопедия»: буква «Е», главка «Есенин»…
Наверное, сколько доведется слышать этого человека, столько будешь дивиться тому бескорыстию, с которым создано его детище. Правда, любовь и не может быть корыстной… «Вот, - приоткрыл занавесочку Егор Иванович, продемонстрировав мне кучку кривых гвоздей на музейном подоконнике. – При безденежье моем распрямляю их по одному и опять пускаю в дело. Видите деревянные рамочки для фотографий на стендах? (Ювелирная, доложу вам, работа – ни сучка, ни задоринки.) Я просто благодарю судьбу за то, что раньше зарплату вовремя давали. Потому и удалось открыть музей в «сжатые сроки» - первых посетителей, съемочную группу «Воронежских новостей», он принял 3 октября 1995 года, в вековую годовщину рождения поэта». Тогда, к слову, оценив подвижничество Иванова и незавидное положение новорожденного музея, скинулись журналисты «Новостей» по червонцу, за что Егор Иванович и посейчас благодарен им безмерно. Были и еще добровольные помощники: гипсовый бюст Есенина специально для музея сделала скульптор Эльза Пак. «А этот цилиндр, - показывает Иванов на головной убор того времени, - однажды ночью, в спешном порядке, клеили мы с женой, Алевтиной Анатольевной Ржевской. Сняли мерки в оперном театре и вот сделали – ни в одном ателье за эту работу не брались».
Помещение под музей, небольшую комнатенку метров эдак в 12, подарил начальник домоуправления №1, принадлежащего одной из организаций Московского военного округа. Прежде на этой территории размещались апартаменты детского клуба «Звездочка», который до сих пор косится на Иванова – музей ведь потеснил бальные танцы, ибо в прошлой своей жизни служил раздевалкой для юных танцоров. Они, по старой памяти, и сейчас здесь переодеваются, а заодно, бывает, где-то по стенду ручкой пройдутся, где-то кусочек оторвут от газетки-экспоната – благо та «плохо лежит», не в специальной витрине, стоящей энную суму, а на «открытом воздухе».
«Как дальше жить музею, если мне, оператору центрального теплового пункта, пять месяцев не дают зарплату – ума не приложу…» Эти мысли «по поводу» Егора Ивановича похожи на глас вопиющего в пустыне… Знаю, что найдутся и инстанции, и «мирные жители» (и уже находились), которые станут оспаривать саму идею необходимости существования есенинского музея в Воронеже – в городе, где, по официальной версии, поэт никогда не был. Пусть так, хотя Иванов утверждает, что по дороге на Кавказ Есенин никак не мог миновать Воронежа, поскольку именно здесь переформировывался состав «в ту степь». И имея в запасе несколько часов, необходимых для такой «процедуры», он обязательно выходил на перрон, дышал местным воздухом. Думается, однако, суть дела никак не в этом – разве в ином случае Сергей Есенин нам менее близок и дорог? Разве поэзия его трогает исключительно жителей Рязани? Наверное, не только жизнь и творчество Есенина, но и наследие Пушкина, Блока, Лермонтова, других классиков русской литературы должно иметь свое место во всех крупных культурных центрах России, одним из которых по праву считается наш город. Да и есенинские чтения, за проведение которых также ратует Иванов, вполне оказались бы для нас посильными. Для этого и нужен-то скромный библиотечный зальчик на один октябрьский вечер. Ведь куда как показательней пример соседнего Липецка, где такие чтения уже проводятся. Кстати, на последней «есенинской встрече» тамошние есениноведы – и профессионалы, и любители – обсуждали и разбирали журнал «Сирена» выходивший в 1918-1919 годах под редакцией Владимира Нарбута… в Воронеже. Именно в одном из пяти увидевших свет его номеров был впервые опубликован манифест имажинистов, к которым, как известно, принадлежал и Сергей Есенин. О том, сколь престижным было напечататься в «Сирене», говорят факты появления там произведений Блока, Брюсова, Белого, Мандельштама, Шершеневича, Рюрика Ивнева, самого Есенина и других авторитетов благословенного серебряного века русской поэзии.
… Почти два часа я, знавшая в свое время Есенина от корки до корки, слушала рассказ Егора Ивановича о его любимом поэте. И, собственно, часов этих не наблюдала, потому что помимо общеизвестных фактов биографии Есенина и стихов, услышала кучу интереснейших «есенинских» подробностей. Открывается экспозиция родословным деревом потомков Сергея Александровича – начинается оно с его родителей и заканчивается самым маленьким на сегодня Есениным, которому в нынешнем году стукнет шесть лет (этот «плод» - на ветви второй жены поэта, Зинаиды Райх). В хронологическом порядке выстроены стенды «Истоки», «В Москву, в Москву!», «Кавказ звенит туманом» и другие, рассказывающие о жизненных вехах Есенина. Попутно узнаю прелюбопытные детали: например, о том, как несколько лет назад встречался Егор Иванович в Москве с Надеждой Давыдовной Вольпин, матерью одного из сыновей Есенина, Александра Сергеевича, теперешнего светила математика, живущего в Америке. («Рою яму под фундаментальную математику», - ответил он как-то на вопрос о своем научном методе.) Сын Есенина, очень похожий на отца и внешне, и характером, тоже пишет стихи и даже издал поэтический сборник. Сама же Надежда Давыдовна, автор многих прозаических и мемуарных произведений, по свидетельству Иванова, несмотря на свой десятый десяток (родилась она в 1990году), человек светлого ума и прекрасной памяти. Музею она подарила свою книгу с автографом, а на просьбу прочесть любимое есенинское стихотворение произнесла: «Грустно мне с тобой, Сергей Есенин, поднимать глаза»… «Так что, улыбается Егор Иванович, - мы с Сергеем Александровичем целовали ручку одной и той же женщине…»
Есть у Иванова мечта – обустроить в музее интерьерный уголок из дома Есениных в Константиново – деревянный стол со скатертью, лампа под зеленым абажуром, самовар… Да только куда там до самовара!
«Единственный человек из местного начальства, который меня понимает и поддерживает – начальник управления культуры города Иван Петрович Чухнов. Но ни деньгами, ни помещением он помочь не в состоянии, - размышляет Иванов. Одно время обещал принять меня и.о.главы городской администрации Д.М.Жуков, да только дальше секретарши я пройти не могу. А мне и нужно-то две минуты – рассказал бы обо всем четко и быстро…» Лично мне с большим участием и заинтересованностью говорили об Иванове в областном комитете по культуре. Только опять же, что касается конкретной помощи – да, здесь, видно, нужна воля самого высокого руководства. Потому как и уже существующие «культурные единицы» - те же музеи – по нынешним временам перебиваются «с хлеба на воду». Но и пустая бесплодная говорильня о роли культуры в возрождении национального могущества давно уже всем надоела. А тут нашелся человек, уже сделавший большое дело – грех зарубить его на корню. Что и случится, оставь город Егора Ивановича барахтаться в море проблем в одиночку. Да, самостоятельным музею не быть, но одним из филиалов действующего ныне литературного – почему нет? И нужна-то одна-единственная ставка под конкретного человека, который – со своими знаниями и жаждой деятельности – самая большая ценность нынешнего «есенинского мирка» по-воронежски…
«Посмотрите книгу отзывов, - предложил Иванов. – Ведь сами посетители недоумевают, за что Есенина сослали на Чижовку, куда транспорт ходит раз в год по обещанию? (Музей расположен на улице Чапаева.) Нашлось бы помещение в центре где-нибудь – создал бы там клуб любителей поэзии Есенина. Приходили бы люди, встречались друг с другом, читали стихи, пели песни. Сейчас ведь наша культура уходит от на насовсем. А молодежь – не знает Есенина. Я специально ходил в три близлежащие школы, приглашал в музей – бесплатно ведь! – 11-е классы, которые Есенина проходят по школьной программе. Пришло… девять человек. Стал им стихи читать – по глазам вижу: первый раз слышат. Бедные, думаю, это как же обокрали вас всякие боевики! Я понимаю, что кто-то однажды покривил душой, дал куда надо взятку, чтоб эту заразу пропустили к нам в страну. Кому ж дать взятку сейчас, чтоб запретили? Вот хочу Шабанову написать – пусть хоть город наш освободит от такого «Искусства».
Пусть. Тем более что такие, как Иванов, предлагают альтернативу.

Анна ЖИДКИХ.
"Берег" №3(316) 17 января 1997г.

Сайт создан в системе uCoz