Егор Иванов: «День музеев прошел мимо нас»
На главную Назад

Общественный музей Есенина появился в нашем городе семь лет назад. Первое время размещался он в глухой Чижовке, куда добраться можно было лишь на «восьмом» автобусе. Сейчас место расположения музея – лучше не придумаешь, в минуте ходьбы от площади Заставы. Вроде бы и в центре, но и в то же время – в довольно тихом, отдаленном от удушливой Донбасской другими домами квартале. Музей, надо сказать, для Воронежа уникален. В первую очередь – своим создателем, Егором Ивановичем Ивановым. Ради своей мечты (а мечта эта берет своё начало с того момента, как люди перестали из-за дороговизны экскурсий ездить на родину Есенина, в село Константиново) Иванов пожертвовал, помимо прочего, карьерой инженера-строителя и свободным временем. Работай он сейчас по специальности, наверняка получал бы больше, нежели одна тысяча 200 рублей, которые он имеет в качестве оклада, числясь педагогом-организатором во Дворце детей и юношества. А времени музей забирает у Егора Ивановича столько, что даже на отдых не остается. Да и нельзя Иванову останавливаться отдыхать: музей – его жизнь, а жизнь не может позволить себе остановку и передышку.

-Егор Иванович, созданный вами музей имеет статус общественного. Что это значит?
-Среди негосударственных музеев есть частные, школьные,заводские, общественные. Последние, как правило, создаются группой людей. Музей же Есенина появился лишь по моей инициативе, то есть, по идее, он должен быть частным. Но тогда мне пришлось бы либо арендовать для него помещение (в силу более чем скромной зарплаты это нереально), либо размещать у себя дома - в комнатке 10 квадратных метров с общей кухней. Вот в Липецке один из музеев Есенина имеет статус частного, но для этой цели его создателю, Валентину Ивановичу Синельникову, трехкомнатную квартиру выделили. Кстати, в Липецке к поэту совсем другое, нежели в Воронеже, отношение. Помимо двух музеев, там его имя увековечено в названии бульвара, есть школа имени Есенина, наконец, в этом году ему откроют бронзовый памятник…
-Да, но ведь у липчан не было ни Платонова, ни Жигулина, ни Кольцова с Никитиным…
-Зато у них есть Каменский. Вы думаете, липецкая земля бедна на литературные имена? Эртель, Терпигоров, Воронский, Задонский, Пришвин, Иван Алексеевич Бунин, наконец. Да, он родился в Воронеже, но вырос в Ельце. И, какой у него там музей! А у нас – сами знаете…
-Скажите, с кем из потомков Есенина ваш музей поддерживает связь?
- Чаще всего я встречаюсь с двумя племянницами поэта – Натальей Васильевной и Светланой Петровной. Мы из года в год видимся на международной есенинской конференции. Замечу, она вполне оправдывает название «международная», так как собирает ученых из Китая, Канады, Франции, Италии, США, Англии. И все они знакомы с творчеством поэта не понаслышке – например, у британцев Гордона Маквейла докторская диссертация по Есенину и четыре книги о нем, у Джесси Дэвис – перевод на английский шести сборников стихов… А я на эту конференцию езжу «зайцем» на электричках, поскольку на мою сегодняшнюю зарплату (год назад она во¬обще равнялась 830 рублям), даже взять плацкарт непозволительно. Стыдно так кататься, но - ничего не поделаешь...
- Потомки Есенина предоставили вашему музею какие-нибудь ценные экспонаты?
- Я не хочу об этом говорить, ведь воры в здание, где мы размещаемся, уже забирались. У нас, к счастью, ничего не взяли, обокрали детский клуб «Юность», с которым мы делим помещение. Вообще, на территории Ленинского района в течение короткого времени было обворовано пять детских клубов. Куда милиция смотрит?.. Теперь понимаете, что, если я перечислю раритеты, вполне возможно, наследующий день после выхода интервью, их в музее уже не будет.
- А вообще его экспозиция интенсивно пополняется?
- Да, и быстрее, чем можно представить. Нам даже в связи с этим третью комнату под нее выделили. Однако дел там предстоит сделать… И сама комната в ремонте, причем в капитальном, нуждается, и экспонаты, в частности, восковую скульптуру Есенина, надо до ума довести. Все это делать приходится мне в одиночку. И платить за все, видимо, тоже. Вот если бы кто-нибудь помог… Хотя бы телевизор подарил, а то у нас есть уникальные съемки танцующей Айседоры Дункан и Есенина на открытии памятника Кольцову. Это людям показывать надо, а так материал из-за отсутствия телевизора лежит без дела на полке.
- Музей Есенина пользуется популярностью у воронежцев?
- Я бы сказал – не только у воронежцев. За семь лет нашего существования у нас были посетители из 48 областей России, четырех стран дальнего и четырех – ближнего зарубежья. С каждым годом в музей приходит все больше и больше людей. Например, за 1999-й здесь побывало 987 человек, в 2000-м – уже 2 387, а в прошлом – 5033. Дети и взрослые приходят сюда в одинаковой степени. А судить о том, много это или мало… Зайдите интереса ради в областной литературный музей (бывший дом-музей Никитина) – если число его посетителей поделить на количество сотрудников, то показатели в сравнении с нашей статистикой будут выглядеть очень бледно.
- А у вас сколько человек работает?
- Вот смотрите: я – директор музея и одновременно научный сотрудник. Затем я же – и хранитель, и экскурсовод, и столяр, и плотник, и маляр, и стекольщик, и завхоз… Занятость такая, что некогда научной работой заниматься. Начал я год назад две статьи о Есенине писать, да так и не закончил. Для их завершения надо бы в архивах, библиотеках сидеть, а когда? Помимо всех перечисленных мною обязанностей, я провожу в музее поэтические вечера, экскурсии по городу для школьников. Экскурсии – моя личная инициатива, ведь больно констатировать тот факт, что дети не знают свой родной город. Да и как они будут его знать, если в школе нет такого предмета, как краеведение? И у их родителей не было, поэтому Воронеж им только по названиям улиц и знаком. О какой же любви к своему краю может идти речь, если мы в его истории полные профаны?!
- В субботу отмечался Международный день музеев. Вас этот праздник как-либо коснулся?
- Нет. Я не знаю, как это мероприятие проводилось в городских масштабах, более того - я не знаю, как оно вообще должно проводиться, поскольку создается впечатление, Что власть просто не знает о музее Есенина в Воронеже. По-хорошему, власть должна помогать устраивать праздник государственным музеям, а те, в свою очередь, пусть вовлекают общественные, школьные, частные. У нас же этого не делается. Культурная жизнь города дохлая!
- Может быть, подобная оценка - излишне резка...
- Нет. Смотрите: в нашем городе три отделения Союза писателей. Знают ли они о том, что неделю назад на доме №32 по улице Студенческой открылась мемориальная доска Жигулину. Организовала мероприятие, пригласив на него вдову автора «Черных камней» и писателя Ирину Ракшу, существующая при нашем музее литературная группа «Флаттер». Из членов Союза же никто, кроме Ласунского, и пальцем не пошевелил. Правда, надо отдать должное городскому управлению культуры, которое взяло на себя стоимость мраморной плиты (по-моему, это 400 руб.)
- Егор Иванович, а как вы сами открыли Есенина?
- В шестом классе мой школьный приятель принес сборник стихов поэта. Издание книгой назвать было трудно – все в крови, пропахло порохом, ни первых, ни последних страниц. С ним отец с фронта возвратился. Ну, стали мы читать, и с самого начала нам понравилось, но не лирические мотивы, а хулиганские слова, которые так часто встречаются у Есенина… Знаете, когда вышел в свет сборник «Москва Кабацкая», поэта спросили, почему он позволил себе такую дерзость, как нелитературные выражения? Есенин ответил: «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и в поэтическую вязь втаскиваю любые слова. Нет плохих слов. Есть плохое понятие этих слов. И не на мне лежит конфуз за смело произнесенное слово, а на читателе или слушателе, которые неправильно понимают это слово».
- Какие же из стихов поэта вам наиболее близки?
- Я долго сам над этим думал. На протяжении многих лет восприятие стихотворений меняется. Я открываю том, читаю, и то, на что ранее особого внимания не обращал, вдруг западает в душу. И тогда думаешь: как же раньше я без этого жил? Так со мною происходит каждый раз, когда открываю сборник Есенина. Мне всегда нравилась его поэма «Русь Советская», стихи «Все живое особою метой…», «Заметался пожар голубой», «Сукин сын», «Письмо матери», «Письмо от матери» и «Ответ».
- Много стихотворений Есенина вы знаете наизусть?
- Я не считал, но когда моложе был, мог по четыре, по пять часов читать. Я экскурсоводом работал, возил всех желающих из Воронежа в Константиново, на Родину поэта. Когда наш автобус ехал туда, я вел непосред¬ственно экскурсию, а обратно - читал стихи на протяжении всех 450 километров. Сейчас же этого уже не получится. Возраст все-таки...
- Песни на стихи поэта любите?
- Смотря как их исполняют. Например, Новиков подогнал «Озорного гуляку» под блатной стиль, что мне очень неприятно, поскольку Есенин - не «блатной» поэт, а, в первую очередь, - лирик. Малинин же и вовсе исказил Есенина, спев «стыдно мне, что я в Бога не верил, горько мне, что не верю теперь». Там на самом деле: «стыдно мне, что я в Бога верил, горько мне, что не верю теперь». Говорят, из песни слова не выкинешь, а стихотворения, значит, можно? Лучше других исполняет Есенина грузинский вокально-инструментальный ансамбль «Орера». Послушайте их «Отговорила роща золотая»; «Не жалею, не зову, не плачу», «Письмо матери» - они смогли уловить и передать суть этих творений.
- Кроме Есенина, какие поэты вам нравятся?
- Лермонтов, Фет, Омар Хайям, Блок. Вообще, я многих поэтов люблю, даже не слишком известных. Асадова, например, чьи стихи мне кажутся задушевными.
- По-вашему, какое место занимает Есенин в русской поэзии?
- По случаю 200-летия со дня рождения Пушкина Институт мировой литературы в Москве проводил международную конференцию «Пушкин и Есенин в русской поэзии». Меня пригласили туда, и я поехал. По пути много думал, а надо ли рассматривать рядом этих двух поэтов? Честно говоря, боялся, что в сравнении с Пушкиным Есенин будет смотреться бледно. К моей радости, в своих сомнениях я ошибся: имя Есенина произносили с не меньшей любовью, чем имя Александра Сергеевича… Пушкин – гений, и с этим спорить невозможно. Есенина же считать таковым я, например, не могу. Но по степени народной любви их можно смело ставить рядом.
- Егор Иванович, давайте напоследок вернемся к созданному вами музею. Насколько велика потребность у воронежцев в его существовании?
- Жизнь музея насыщена событиями, и люди с удовольствием приходят сюда. У нас регулярно проводятся поэтические вечера, встречи с писателями, актерами, бардами. В частности, в минувший понедельник перед посетителями выступила лауреат есенинской и шукшинской премий Ирина Ракша… Вряд ли вы найдете человека, который остался бы равнодушным к увиденному здесь. Сама личность Есенина, его образ просто не позволяют быть равнодушными. Да что там говорить, давайте возьмем альбом отзывов: «Ни одна книга о Есенине, по-моему, не может дать столько, сколько одно посещение музея, особенно – в эмоциональном плане».
Алексей АНДРЕЕВ
"Эфир 365", 12-27 мая 2002

Сайт создан в системе uCoz